"Комсомольская правда". Лидер группы "Браво" в Воронеже: "Лучшую песню нам написал наш поклонник с кладбища!"
2012 год

Завершающим аккордом Дня города в Воронеже стал концерт группы «Браво». Послушать хиты легендарного коллектива на Адмиралтейке собралось около 20 тысяч жителей. Концерт получился очень драйвовым. Кто-то ностальгировал под любимые песни своей молодости, а тинейджеры открывали для себя замечательную музыку. "Браво" постоянно кричали "браво" (пардон за каламбурчик) и вызывали на бис. Воронежцы просто не хотели отпускать музыкантов, тем более, что они у нас не были уже десяток лет. В результате коллектив закончил петь, когда уже начался салют!

Перед концертом «Комсомолка» пообщалась с лидером коллектива Евгением Хавтаном.

«НЕ ВЫНОШУ ГАЛСТУКИ, ЗАТО САМ ВЫТИРАЮ ПЫЛЬ С 80 ГИТАР!»

- Евгений, в следующем году группе будет 30 лет. Как готовитесь к этому событию? - спросили мы музыканта.

- Первое, что мы собираемся сделать – записать новый альбом. Это лучший подарок нашим поклонникам. Насчет глобальных празднований – я не очень уверен, что будут большие концерты типа тех ретроспектив, что мы устраивали раньше. Думаю, что сделаем большой концерт в каком-то хорошем клубе, где будем играть в сегодняшнем составе. Пригласим друзей-музыкантов, экс-вокалистов  - и Валеру Сюткина, и Жанну Агузарову, и Женю Осина, они все будут сидеть в зале.

- Раньше вам на концертах постоянно галстуки дарили. Даже вроде коллекция собралась. А как сейчас?

- Ой, не люблю я галстуки! И не ношу их практически лет десять. Они мне так надоели в период хита про стильный оранжевый галстук, что я их не выношу. Где-то лежит штук 20-30. Но иногда и сейчас приносят, вешают на микрофон оранжевый галстук, считают это признаком хорошего тона наши поклонники. Но мне это абсолютно не нравится.

- И что – они остаются висеть на микрофоне?

- Примерно так. Это становится добычей наших техников – цветы, медвежата, галстуки. Потом домой приедешь, начинаешь вспоминать – а где вот то, что подарили, такая штука хорошая? А оказывается, что ее забрал наш техник Сережа. Когда ему звонишь, он подтверждает: да, чашка твоя у меня.

За автографами к Евгению Хавтану выстроилась целая очередь.
За автографами к Евгению Хавтану выстроилась целая очередь.
Фото: Татьяна ПОДЪЯБЛОНСКАЯ

- А гитары продолжаете собирать? Сколько их уже? Кто за ними ухаживает, пыль стирает?

- Я протираю. Никого не подпускаю к ним - сам слежу за влажностью воздуха в комнате, где они находятся. Количество большое. Для нормального человека. Да и для музыканта тоже. Превышает все лимиты – мыслимые и немыслимые. Больше 80 штук.

- А как вы их выбираете для концерта? На каждый разные берете?

- Разные выбираю – в зависимости от необходимости. Одни подходят к одной песне, другие – к другой. Такая вот специфическая штука. Раньше использовал 5-6 гитар. Сейчас понял, что можно обойтись в два раза меньшим количеством.

«СО МНОЙ ЧУТЬ ОБМОРОК НЕ СЛУЧИЛСЯ, КОГДА ДОЧКА НЕ ВЕРНУЛА КОЛЛЕКЦИЮ ПЛАСТИНОК «БИТЛЗ»

- Какие у вас современные ориентиры в музыке? Что на ваш взгляд сейчас интересного?

- Очень люблю английскую музыку, она со мной навсегда. Появилось много хороших команд, Блэк Кисс, например. В российской музыке это новая волна хипстеры. «Моторама», например, отличная команда, «Помпея» хорошая. Они звучат совсем не по-здешнему, и вряд ли будут здесь сильно поняты, скорее им надо рассчитывать на контракты с западными лейблами. Это абсолютно не российская музыка. Но это очень хорошо звучит.

- Музыку по-прежнему находите у дочки Вконтакте?

- Да, мы помирились. Она вернула мне все диски, которые брала и самое главное пластинки. А то забрала коробки – всю коллекцию «Битлз». А вернула пустыми – без пластинок. Со мной чуть обморок не случился – я собирал их всю жизнь, там есть редкие японские издания. Мы месяц не разговаривали, пока не вернула.

- Куда же она их девала?

- Вы не знаете, как это бывает в 16-18 лет – никто ничего не помнит, все в невменяемом состоянии ходят.

«В 90-Х НИКТО НЕ ЗНАЛ, ЧТО ТАКОЕ ПРОДЮСЕР, СИНГЛ И ПОДТАНЦОВКА»

- У вас довольно долго не было новых релизов. С чем связана такая пауза в творчестве?

- Нечего было показывать. Все казалось неубедительным, было не оформлено, не собрано, а главное – не было студии, текстов, не получалось все хорошо свести. Основная проблема – с текстами. Поскольку я не пишу слов, приходится уговаривать Анжея Захарищева фон Брауш (лидера «Оберманекена») и Дмитрия Спирина (из «Тараканов»). А так как все творческие люди немного раздолбаи, то можно ждать месяц, два, три. Согласны, перерыв очень большой, но такое бывает у музыкантов. А потом в одни момент все как-то появилось: студия, продюсер, который нам понравился. Сейчас мы записываемся в гараже моего дома и отправляем материал в Лос-Анжелес нашему американскому продюсеру. Он делает миксы и присылает сюда.

- Одно время вы предлагали поклонникам присылать тексты песен. Что-то из этого вышло?

- Да. Одна из моих любимых песен в альбоме «Мода» - «Нет предела». Слова для нее написал директор кладбища. Все смеются сразу, а на самом деле он пишет замечательные тексты - он в прошлом музыкант. Так сложилась у него жизнь, что сейчас он занимает такую должность. Он очень порядочный человек, я с ним общался. Да и поскольку он пишет такие тексты, он не может быть плохим. Сейчас он продолжает сотрудничать с нами - для альбома «Старт» он написал слова песни, которая скоро зазвучит на радио.

- Какое-то время «Браво» любила выпускать синглы перед альбомом. А сейчас?

- Ну просто тогда никто не знали, что это такое - сингл. Это было прикольно: считалось, что если есть сингл – ты крутой. Компания (они тоже не знали, что это и с чем едят) сказала, что давайте попробуем. И кстати, продали много этих синглов - практически столько, сколько пластинок. С альбомом «Дорога в облака» была такая история. Мы же тоже не знали, что за штука такая сингл. Вообще в 90-х все еще не знали, что такое продюсер, сингл и подстанцовка – три этих слова нам были не понятны. Мы как слепые котята были. А сейчас все просто и без синглов: выкладываешь на Ютьюб песню. Как хочешь называй – сингл, не сингл. По тому, сколько скачали сразу видно – понравилось или нет.

«НА ТВ НЕТ ПРОГРАММА, ГДЕ МЫ БЫЛИ БЫ УМЕСТНЫ»

- Уличные музыканты на Дне города пели песни группы «Браво». Как вы реагируете, когда слышите, как вас поют под гитару?

- А они заполнили авторскую рапортичку? Шучу. Самое страшное - это слышать, как твои песни поют в караоке. Причем где-то после одиннадцати часов. Да, причем, когда поешь сам!.. На самом деле мы тоже так начинали и чуть не получили срок по статье «предпринимательство». Нас спас Саша Липницкий, из группы «Звуки Му». Он сказал, чтобы мы заявили, что находились в состоянии аффекта. Иначе нам всем грозило от трех до пяти лет. Это серьезный вопрос, потому что Леша Романов как раз сидел по похожей статье.

- А кстати, Евгений, вы не хотели переехать на Запад, подальше от подобного бреда?

- Хотя я несколько раз был в США, Великобритании, Израиле, и мне везде очень понравилось. Но жить я хочу в этой стране. Мне здесь нравятся мои друзья, вообще обилие хороших людей. С каждым разом я убеждаюсь, что нельзя смотреть пессимистично на то, что происходит вокруг нас. Все-таки, хороших людей гораздо больше, чем плохих.

Тут в разговор вступил солист «Браво» Роберт Ленц.

- У меня есть рецепт: я последние полгода перестал включать телевизор - и стал жить в другой стране. Правда-правда. А когда я еще и почти перестал читать новости в Интернете, то все стало еще лучше. Смотрю только канал «2х2» -«Футураму», Симсонов. Они теперь, правда, под цензурой – ни один взрослый мультик не может пройти закон о защите детей.

Хавтан: - Полностью согласен. Телевизор, радио надо просто выключить, смотреть там абсолютно нечего.

- Поэтому вас там и не видно? Сами не ходите или не приглашают?

- Приглашают, но мы отказываемся. Это не поза, я просто не вижу программ, в которых мы были бы уместны. Недавно были на Первом канале у Ивана Урганта. Там есть музыкальная часть, где можно играть вживую, и это выглядит очень достойно. В сборных концертах мы уже лет десять не участвуем. Да и нет необходимости в телевидении, когда есть Интернет.

- Как вы относитесь к системе, когда музыканты выкладывают альбом, и предлагают слушателям заплатить за него, столько, сколько считают нужным. Это дает эффект?

Хавтан: - Я не знаю, потому что никто из тех, кто делает это, не называет цифр. Мы тоже на этот сайт отдали пластинку, но пока нам никто не позвонил, и не сказал, что нас ожидает два роллс-ройса и дача на Лазурном берегу.

Ленц: - Мне тоже очень нравится эта система, но я сам еще никому не заплатил!

Ссылка на статью http://www.kp.ru/online/news/1247885/