Путь "Браво" можно представить как приближение по спирали к идеалу группового профессионализма. Евгений Хавтан пятнадцать пет строит мост между поколениями и стилями и прагматично остается при этом в топе. Ни одна группа в России не поменяла столько солистов, не изменив при этом качеству внутреннего содержания и внешней подачи. Причем состав тоже менялся постоянно. Сейчас, например, в команде опять играют барабанщик Павеп Кузин и кпавишник - саксофонист Александр Степаненко, памятные по первым выступлениям.
И все эти изменения почти не сказываются на имидже, стиле и, самое главное, на уровне мастерства. Это и явпяется доминантой дпя Хавтана, и его несамопюбивое и спокойное создание МУЗЫКИ за спиной у голосистых солистов как раз и обес-печивает статус-кво группы. Честно говоря, последние альбомы более ассоциировались именно со сповами "постоянство" и "профессионализм", но никак не "вдохновение" и "веселье". Несколько спасали легкая дымка и нестандартные ракурсы видеоклипов, создавая образ ленивой и умной романтики Уже стало казаться, что Хавтан выдохся, и ремесло совсем заслонило музыку, Но вот вышел диск "Хиты про любовь", и подобные опасения остались в прошлом. Песни оказались не только хорошими и стильными, но и свежими. Не сочтите данный материал за развернутую рецензию - может быть, несколько преждевременны дифирамбы музыкальной стороне альбома. "Браво" вряд ли будет когда-либо играть ритмически сложней, чем в некоторых песнях с Агузаровой, например, "В чем депо?" или "Медицинский институт". Но данная работа дает возможность под другим углом взглянуть на историю группы последних лет. Хавтан медленно, словно на ощупь, но с бульдожьей хваткой строит здание уверенной и классной поп-группы, уверенно играющей классную музыку.
Студийные эксперименты, ранее не свойственные, очень быстро (несколько дней на запись) и хорошо вписались в новую концепцию звука. Она выстраивалась Хавтаном вместе с Кимом Брейтбургом, саундпродюсером всех последних альбомов "Браво", два с половиной месяца, и это, совершенно новое направление в работе придало группе второе дыхание. Особенно заметно отсутствие духовых инструментов, игравших раньше очень не последнюю роль. С хита "Тише, послушай", открывающего пластинку, признаками новизны становятся упругий ритм "ковбойских" гитар а-ля "Shadows" и древний электро-орган. Тематика песен парадок-сально сдвинулась от бытовых фантазий к реальной романтике. Несколько ходульных, выду-манных "летчиков и моряков" сменили пуна и звезды. Менее "оптимистичные", более личностные, "про любовь" тексты, впервые частично написаны самим Хавтаном и гармонично сочетаются с романтичной, балладной ориентацией всех композиций. Дальнейшие приятные нюансы - бурный вокализ приглашенной Агузаровой в финале вещи "Сон-обман", в композиции "На планете Gamma" участвует вездесущий DJ Грув, а в "Серенаде 2000" на электрической скрипке играет Феликс Лахути. Слова к "Девочке" написал Великий Магистр Ордена Куртуазных Маньеристов, Главный Бахыт и Компот Всея Руси Вадим Степанцов, автор текстов многих ранних хитов "Браво". Новая работа группы, насыщенная неожиданными ходами, получилась на удивление легкой и стильной. Пожалуй, наблюдается даже некоторый, напоминающий "Браво" середины восьмидесятых, переизбыток идей, вылившийся в ничем не оправданный номер "В логичном мире". "Браво" в стиле диско - это, пожалуй, уже слишком.
Круговорот солистов - это отдельная тема. На сольном "Русском альбоме" тогда великолепная Агузарова продолжила прокладку своей крутой траек-тории и создала что-то вроде звуковой дорожки культового фильма, очень точно поймавшего болезненно-неконкретное настроение переломного момента в нашей истории. Не яблоки на снегу, а бабочки на свалке компьютерного лома. После этого ей очень тяжело впи-саться обратно в группу, на знаменах которой написано: "Постоянство". До наступления же эры Сюткина в "Браво" пробовались и Анна Салмина, подменявшая Агузарову и отметившаяся замечательной песенкой "Король оранжевое лето", и Ирина Епифанова, о вокальных данных которой ходили легенды, и Евгений Осин - тогда еще известный как "Дед Мороз". Сюткин, выигравший этот заочный конкурс за явным преимуществом, выглядел как оплот нездешнего качества продукции, консервативных вкусов и традиционных ценностей. Он стал постперестроечным "Мужчиной ее мечты", самым фактурным фронтменом российской эстрады. И его звездный час настал в группе Хавтана.
Если стилистическая преемственность разных составов коллектива удивительна, то вот уровень работы многочисленных солистов заставляет просто снять шляпу перед Евгением Хавтаном. Это хорошо слышно на альбоме неизданных песен, включившем в себя материал Жанны во главе с "Черным котом", песни Осина, Епифановой, Салминой, а также композиции, спетые Сюткиным и не вошедшие в пластинку "Дорога в облака". И никто никогда не выглядел без "Браво" лучше, чем в группе.
С Робертом Ленцем Хавтан, как кажется, достиг наконец баланса между желанием сделать "то, что надо" и, одновременно приспустив штаны, бежать за молодежью. В этом смысле Ленц идеален. Он, может быть, недостаточно пластичен и фактурен, не всегда естествен и голосист для того, чтобы заслонить собой коллег и музыку. Хотя айзеншписы могут и несравнимо худший материал упаковать как конфетку и продать пассажирам электричек. Но Хавтан не Айзеншпис, и цели, и методы у него другие.
Немного корявый и неторопливый, застенчиво-агрессивный постмодернизированный "новый герой" Ленца не то чтобы попадает в яблочко, а медленно движется к центру спирали, никогда его не достигая. Он оставляет рядом с собой свободное место, и у группы есть, чем его занять. Как хороший командный игрок, Ленц не перетягивает одеяло на себя, выполняя лишь функцию голоса, лица группы, и оказывается на новом альбоме всегда к месту и ко времени.
Наше время, опутанное скороговоркой рэпа, замороченное треском техно и пронзенное шипами и булавками прочих "музыкальных" направлений, абсолютно естественно провоцирует тягу к ретро и к музыке, сделанной умом и душой, а не благодаря покупке нового компьютера или изобретению хитрого студийного фокуса. Чуть ли не единственные в стране, играя качественный поп-рок, "Браво" вошли в число самых известных музыкантов десятилетия - их знает каждый меломан и любит каждая домохозяйка. Они радуют молодежь и не раздражают профессионалов, Еще бы, ведь они ими (профессионалами) и являются. На очередном витке спирали своего роста они достигли новой ступени музыкальной свободы и, хочется надеяться, новой степени народной любви.
Александр Волков, фото: Игорь Верещагин
МУЗЫКАЛЬНЫЙ ОЛИМП